Экологические походы

Походы- один из любимых видов активного отдыха для всех поколений, а особенно - молодёжи. Я не буду подробно перечислять все достоинства и прелести походов, об этом много написано в художественной литературе. Человек- частица Природы, и человеку свойственно чувство восхищения красотой Природы.
При подготовке к очередному походу с экологическим активом школы мы определяем цели и задачи похода. Назову некоторые цели:
1) Выявление по пути маршрута зон экологического бедствия;
2) насаждение вдоль пустынных берегов лозы ивы или вербы;
3) очистка заторов русла реки Миус;
4) встреча с ветеранами ВОВ и с руководителями хозяйств.
 
Задачи:
а) Нанесение на маршрутную карту или маршрутную ленту зон экологического действия;
б) заготовка чубуков и назначение ответственных;
в) составление планов встреч для экологической пропаганды и обмена опытом;
г) вопросники для встреч в ветеранами ВОВ;
д) подготовка журналов для творческих отчётов о походах.
Также готовим примерные предписания для руководителей хозяйств разных уровней по поводу зон экологических бедствий и рекомендаций по поводу устранения загрязнения окружающей среды. Составление отчётных концертов перед односельчанами с последующим исполнением в клубе или в школе. В последующем готовим статьи для публикации в местной газете. Хочу отметить важный момент- какая будет подготовка, такой будет и поход.
Ценность походов невозможно переоценить. Это и соприкосновение с природой родного края, участие в ней, это и новые, незабываемые впечатления, это чувство локтя и взаимовыручки, это душевный разговор у вечернего костра. Один такой разговор порой стоит целого года воспитательной работы классного руководителя. В предмет обсуждения кроме насущных, реальных вопросов, связанных с походом включаются темы о пользе здорового образа жизни, о вреде употребления спиртных напитков, табака и наркотиков. Ключевой темой является тема любви к Родине, к своему дому.
Сейчас, спустя десятки лет, при встрече с участниками походов бывшими учениками, я вижу, как по-прежнему загораются глаза и бывших школьников, совсем по-детски. …– А вы помните?.... С каким презрением, а затем с какой теплотой вспоминали они воспитательные моменты, когда выливали в костёр спиртное содержимое бутылок или сбор лагеря посреди ночи, или монотонные нравоучения у костра (ой, как они не любили этот вид редкого, но меткого воздействия на личность). Имели воспитательную ценность небольшие отчёты- выступления о прошедшем дне похода, где разрешалось сказать всё о себе, о друге, о руководителе похода и учителях. Данный материал использовался впоследствии на педсоветах, на родительских собраниях и всеобучах. Эти отчёты я назвал "Исповедь души”. Вырабатываются в походах также такие качества, как:
-свободное высказывание своих мыслей и умение отстоять свою точку зрения;
-воспитание волевых качеств;
-формирование и воспитание здорового духа и здорового тела, личности;
-умение поставить цель и поиск пути для достижения этой цели;
-формирование и отработка туристических навыков, практика школьного предмета ОБЖ.
 
Теперь непосредственно о походах. За мою многолетнюю походную жизнь (более 20-ти лет), мы совершили около 50-ти многодневных (3 и более дня) и более 60-ти однодневных походов по родному краю. Вовлечены в походную жизнь были 800-900 человек. "Протоптано” около 6000 км. Походы были в основном первой категории сложности. Второй категории было более 10 походов. Помимо этого мы участвовали во всеможножных слётах, соревнованиях, туриадах, выступали в агитбригадах. Стоит отметить, что за более чем 20-летнюю практику походной жизни не было ни одного серьёзного ЧП. Побывали на Северном Кавказе, Карелии, Карпатах, Псковской области. Посетили города Севастополь, Николаев, Краснодар, Тбилиси, Пятигорск, Грозный, Ленинград, Москва, Петрозаводск, Киев, Баку, Львов, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Запорожье, Азов и другие города.
Наши туристы- активные участники проводимых до 2000 года Туристическо-экологических экспедиций Дон -1990, Дон-1992, 1993, 1996, 1998, 1999 с последующим участием в ДАНЮИ (Донская Академия Юных Исследователей) на научно-практических конференциях. Победителями были Косякова Лариса, Старокож Виктория, Нестеренко Оксана, Тищенко Татьяна, Синичкин Владимир, Грушка Андрей. Синичкин Владимир и Грушка Андрей как лучшие, были награждены бесплатной поездкой в экологическую республиканскую экспедицию на базе биологической базы Ростовского Государственного Университета.
Конкретные действия экологической экспедиции:
-рейды по наведению элементарного порядка (НЭП) в Боголюбе (любимое место отдыха жителей Таганрога и нашего Андреево-Мелентьевского поселения),
-обращение в газету "Таганрогская Правда” к жителям Таганрога перед майскими праздниками с призывом не сорить в местах отдыха;
-выявление зон экологического бедствия и выход на администрацию поселения (добились закрытия свалки);
-участие в экологических субботниках, пробили экологическую тропу "Живи, родник”;
-с учёными Ростовского Педагогического Университета были участниками проведения ревизии памятника защиты природы на базе Боголюба и вошли в книгу "Совместное экологическое образование Германии и России. Также была попытка создания зоны отдыха для жителей А-Мелентьево, насаждение ореховой рощи и благоустройство А-Мелентьевского стадиона (не состоялись по объективным причинам);
-написано предписаний и обращений более 20;
-рейды по выявлению загрязнения лесополос.
-создание экологической агитбригады, которая работала 10 лет;
-выступление в районной и городской прессе.
-выпуск листовки "Экологический вестник, где поднимались злободневные вопросы по защите окружающей среды.
-организовывали рейды по защите елей в пердновогодние дни возле сарматского пруда.
-участвовали в экологических неделях.
Наша работа отмечена более чем 40 дипломами и грамотами, а руководитель Старокож Виктор Иванович получил благодаря активной деятельности своих воспитанников 10 грамот.